Ошибка в паспорте актера и игра с экрана: как прошел спектакль «Толстой — Столыпин. Частная переписка» на форуме Бориса Немцова — 2019

21.11.2019

Перед тем, как отправиться в Варшаву, актер, исполняющий роль Столыпина, получил новый загранпаспорт в МФЦ. Российским пограничникам паспорт не понравился: в нем не хватало одной страницы. Актера не выпустили из страны, но спектакль не только состоялся, но и получил неожиданное визуальное дополнение.

Частью культурной программы для гостей и участников форума Бориса Немцова — 2019 стал показ спектакля «Толстой — Столыпин. Частная переписка» в постановке Владимира Мирзоева. Сам Владимир был участником сессии «Искусство и страх», с итогами которой можно ознакомиться здесь.

Несмотря на форс-мажор, режиссеры и актеры даже не думали отменять спектакль. Вместо этого Столыпин (Арман Хачатрян) сыграл в спектакле, находясь в Москве. Визуально это выглядело по-новаторски сюрреалистично: огромный экран посреди сцены, черно-белое изображение с периодической рябью, актеры, обращающиеся к нему, и Арман Хачатрян, отвечающий с видео.

Театр.doc: «Столыпин должен был быть на сцене. Но был в этот раз на экране — играл свою роль из Москвы! Такого «теле-моста» никто не ожидал. На сцене идет спектакль, и один из главных исполнителей играет свою роль на экране. Зал аплодировал: какой интересный ход — показать, как далека власть от народа, как она всегда на дистанции, эта вечная «прямая линия» (…) Можно поискать политические мотивы в действиях пограничников, можно предположить, что да, была ошибка в оформлении документа. Но главное — спектакль состоялся! И зал был в восторге от новой формы и смысла спектакля, так точно попадающего в «политическую повестку» Форума».

Ольга Михайлова, драматург: «Столыпин и Толстой были между собой родственниками. В эту семью входил и Лермонтов. Вообще в девятнадцатом веке все друг другу кем-то приходились. Об этом узнаешь, стоит только начать читать документы. И тут же убеждаешься, что ни классовое происхождение, ни даже кровно-родственные связи не делают людей единомышленниками. А что делает? На этот вопрос в пьесе нет ответа. Пьеса про то, как заспорили между собой два человека, по происхождению помещики-крепостники, а по сути два таланта, больше всего озабоченные судьбой России. Оба были убеждены, что знают, как спасти страну от революции. Один из них оказался прав. Но как это чаще всего бывает – правого никто не желал слушать. И случилось то, что случилось.
Как замечательно мы все умеем спорить. А уж если заспорили Лев Николаевич с Петром Аркадьевичем… Только смерть может оборвать такой спор.

Пьесу заказал Пензенский драматический театр. Значит, они тоже озабочены Российским выбором дороги, думают и волнуются так же, как сто лет назад переживали о нашем будущем Столыпин и Толстой».