В конце января 2021 года в поддержку Алексея Навального в более чем 100 городах России прошли одни из крупнейших акций протеста за всю новейшую историю страны. Ответом российской власти на выход сотен тысяч людей на улицы стали массовые задержания, избиения и пытки митингующих. Не прошло и полгода после начала протестов в Беларуси, как в Москве появился свой «Окрестина», а действия Росгвардии перестали сильно отличаться от действий белорусского ОМОНа.
Чем может ответить российское гражданское общество и независимые политики? Что может сделать Евросоюз? Каким будет 2021 год и насколько важен опыт Беларуси в российском контексте? Эти и многие другие вопросы мы обсудили 4 февраля, в рамках онлайн-дискуссии «Защита демократии в России и Беларуси: взгляд на подготовку к выборам в Госдуму 2021 года», организованной Фондом Бориса Немцова за Свободу, Фондом Демократического Развития и офисом депутата Европарламента Андрюса Кубилюса. Модератором встречи выступил профессор Свободного Университета Сергей Медведев.
Ситуация в российских городах и роль независимых муниципальных политиков
Первая часть дискуссии была посвящена январским событиям в Москве и регионах. Так, говоря о природе сегодняшних протестов, социолог Денис Волков отмечает: «В 2019 году мы впервые зафиксировали, как вокруг отстранения независимых кандидатов в Мосгордуму, то есть из вроде совершенно локального события, события районного масштаба, выросло событие масштаба федерального. Люди по всей стране следили, как кандидатов не пускали на выборы и как тех, кто бы с этим не согласен, подавляли и разгоняли. Здесь мы в первый раз увидели расхождение на молодых и пожилых, на аудиторию интернета и телевизора. А 2020 год показал, что эти группы имеют диаметрально противоположное отношение ко всем событиям: и к поправкам в конституцию, и к продлению сроков Путина, и к протестам в России.»
Протесты в Нижнем Новгороде были крупнейшими за всю историю города. Вышло порядка 10.000 человек. Очень многие люди поддерживали протестующих, но остались дома просто потому, что они боятся выходить на несанкционированную акцию.
Жанна Немцова
На изменение общественных настроений в своем городе указывает и депутат Думы города Томска Андрей Фатеев: «23 января на улицы Томска вышло больше 3000 человек. И это зимой, в -20. На акцию, которая была не согласована. Причем тех, кто не решился выйти, было раз в 10 больше, от них мы получили огромную поддержку в соцсетях. В Томске такого никогда не было.»
Аналогичную тенденцию заметил и активист штаба Алексея Навального Александр Кирсанов: «Митинги 23 и 31 января были крупнейшими во Владивостоке за последние 10 лет. На улицы города вышло от 3.000 до 5.000 человек. В ответ на это власти стравили на них ОМОН. И произошел нонсенс для всей России: у нас во Владивостоке человеку прострелили ногу при задержании. До этого никогда у нас в протестующих не стреляли.»
Проблему полицейского насилия озвучила и петербургский муниципальный депутат Мария Воюцкая: «Они осознанно нарушают законы и получают удовольствие, когда издеваются над людьми. Самое ужасное, что я услышала за последние 2,5 года, то есть за время, когда я начала жить реальной жизнью – это фраза, которую сказал один из руководителей 64-го отдела полиции Санкт-Петербурга. И эта фраза очень важная: «Мы разной расы». Она поставила на свои места все, что я знаю о силовых структурах в нашей стране.»
Главным посланием со стороны муниципальных депутатов к своим избирателям стал призыв к участию в будущих выборах и к использованию стратегии «Умного голосования». Так, победивший на муниципальных выборах в Санкт-Петербурге при поддержке «УмГ» депутат Юрий Мазурик говорит: «В Петербурге, из 1.500 депутатов почти 400 было выбрано с помощью «Умного голосования». В моем муниципалитете из 30 заявленных единороссов победило всего 3. То есть количество побеждавших при поддержке «УмГ» кандидатов было близко к 90%.»
Если протестная часть общества, а это сегодня от 30% до 50%, хочет как-то предъявить свои настроения, то ей, конечно же, нужно участвовать в предстоящих выборах. Все будет зависеть от того, насколько независимые и альтернативные политики готовы максимально активно действовать и агитировать своих сторонников.
Денис Волков
Необходимость участия в выборах подтверждает и независимый муниципальный депутат из Ржева Екатерина Дунцева: «У людей отсутствует возможность диалога с властью. Людям иногда хочется даже просто высказаться, а площадки у них нет. И сейчас основная задача для оппозиции – это призыв людей к самостоятельному участию в выборах».
Белорусский опыт в российском контексте
В рамках второй части дискуссии представители демократической Беларуси высказали свое мнение насчет ситуации в России. Советник Светланы Тихановской Александр Добровольский увидел прямые параллели между российским и белорусским демократическим движением: «Мы понимали, что в Беларуси неизбежно наступит момент, когда люди вспомнят о чувстве собственного достоинства. В этот момент появляется надежда. И он наступил в Беларуси в прошлом году. Я абсолютно уверен, что этот момент наступает сейчас и в России.»
«Самое важное – это нахождение таких форм протеста и международной деятельности, которые помогут оставить тему в повестке дня Европы, США и международных организаций. Именно протесты дают то, что называется «картинкой». Когда она уходит, то и пропадает интерес у стейкхолдеров. Сейчас мы возвращаем те структуры, что были уничтожены Лукашенко. Все то, что называется гражданским обществом», – говорит Франак Вячорка, внешнеполитический советник С. Тихановской.
Беларусь в этом году очень быстро приехала в Россию. Одна общая черта в Беларуси и России – это солидарность общества в формате, когда власть перестала свое общество воспринимать и даже иметь хоть какое-то желание его слушать. Ушла в какую-то параллельную реальность.
Анатолий Котов, ответственный за внешнюю политику и торговлю в «Народном антикризисном управлении»
По мнению Ольги Ковальковой, члена президиума Координационного совета, сейчас наступает самое время для того, чтобы демократические силы Беларуси и России начали налаживать более тесное сотрудничество: «Нам стоит думать, как использовать возможности друг друга, чтобы усилить нашу повестку на международной арене». На большой потенциал для кооперации между находящимися заграницей россиянами и беларусами указывает и политик Анатолий Лебедько: «Нужно устраивать акции у посольств Беларуси и России и делать это несколько более энергично».
Евросоюз и санкции
«Ситуация, происходящая в России и Беларуси крайне важна не только для россиян и беларусов, но и для Европы, для Евросоюза. И в течение прошлого года мы в Европарламенте заметили, что наши инструменты и возможности не всегда были достаточно эффективными. Поэтому сегодня вопрос о том, как усилить нашу борьбу за демократию, должен быть снова поставлен во главу угла», – говорит бывший премьер-министр Литвы, а ныне депутат Европейского парламента Андрюс Кубилюс.
Владимир Кара-Мурза указывает на необходимость введения новых санкций в отношении ближайшего окружения Путина: «Известно, что самым большим экспортным продуктом, который путинский режим поставляет на Запад, является не нефть и не газ. Этим продуктом является коррупция. И мы говорим не о санкциях в отношении России, а о персональных санкциях против коррумпированных олигархов Путина».
О санкциях в отношении режима Путина говорил и Михаэль Галер, евродепутат от Германии: «Важно вести речь не только о персональных санкциях, но и о «Северном потоке-2». Я выступаю за остановку строительства газопровода, хотя среди немцев есть много мнений на этот счет. Однако текущее развитие ситуации позволяет мне надеяться на то, что настроения в Берлине будут медленно, но верно меняться».
«В случае с Навальным напрямую были затронуты европейские интересы», – продолжает Сергей Лагодинский, депутат Европарламента от партии «зеленых». Он уверен, что санкции существуют не для того, чтобы кого-то воспитать, а для того, чтобы показать, что нельзя делать на территории Евросоюза все, что угодно. Важно не забывать об убийстве оппозиционного политика в центре Берлина и об атаке на Бундестаг, которая скорее всего исходила из Москвы.
Французский европарламентарий Бернар Гетта считает, что Евросоюз должен обращаться к российским гражданам, а не к Путину. Его поддерживает и депутат от «зеленых» Виола фон Крамон: «Со своей стороны мы готовы поддерживать россиян и делать все для того, чтобы Россия стала демократической страной».
«Абсолютное большинство моих коллег из Европарламента поддерживает российский и белорусский народы в их борьбе за демократию», – утверждает бывший премьер-министр Польши Ежи Бузек. Он добавляет, что это борьба является напоминанием того, что значит жить в демократической стране и как сильно мы должны защищать это право. Причем как внутри Евросоюза, так и за его пределами.
Роман Узбеков